Как продлить эксплуатацию кондиционера: анализ масла в компрессоре
Зачастую причиной обращения большинства пользователей в сервисную службу является полный отказ работы кондиционера, следствием чего становится дорогостоящий ремонт агрегата. Тем не менее, в 80% случаев предотвратить выход климатической техники из строя вполне реально – понадобится лишь соблюдение указанных в техописании требований, наблюдение за работой агрегата и регулярное обслуживание кондиционера.
Зачастую причиной обращения большинства пользователей в сервисную службу является полный отказ работы кондиционера, следствием чего становится дорогостоящий ремонт агрегата. Тем не менее, в 80% случаев предотвратить выход климатической техники из строя вполне реально – понадобится лишь соблюдение указанных в техописании требований, наблюдение за работой агрегата и регулярное обслуживание кондиционера.
Любое нехарактерное «поведение» – возросший шум или подгорание контактов, чрезмерное нагревание (расплавление) розетки, потемнение теплоизоляции, иней на внешнем блоке, падение мощности, долгий выход на режим или частое срабатывание системы термозащиты – симптомы, которые должны обязательно насторожить пользователя. При этом просто установки фильтра на магистраль, устранения течи или дозаправки кондиционера (зачастую именно этими операциями ограничиваются сервисные службы при вызовах мастера непосредственно к клиенту) может оказаться недостаточно, и уже вскоре после обслуживания кондиционер может окончательно «погибнуть».
Необходимость проведения ремонта или обслуживания компрессорно-конденсаторного блока может наступить не только при полном отказе (аварии) оборудования, но и по результатам проведенной диагностики. Например, после проведения экспресс-анализа масла, который проводится в три этапа – взятие пробы, сравнение с контрольным образцом и кислотный тест, восстановление уровня масла.
I этап: взятие пробы. После полного прекращения работы кондиционера получить масло на анализ можно со стенок трубопровода посредством использования сервисного порта. Для проведения забора масла понадобится короткий шланг, имеющий штуцер и кран, емкость, в которую будет собираться масло, и лабораторная пробирка.
Внимание! Проведение любых работ на подключенном к электросети кондиционере запрещено!
- После окончательной остановки агрегата следует подождать 15-20 минут – за это время масло стечет по стенкам маслопровода.
- Затем, подключив шланг с краном к сервисному порту, его свободный конец опускается в емкость (тару) для сбора масла.
- При открытии крана газ, выходящий из шланга, вынесет масло в емкость.
- Подбирая емкость, следует учесть, что выходящее масло будет пениться из-за растворенного в нем хладагента. Поэтому, дав взятому на пробу маслу некоторое время отстояться, его следует слить в чистую пробирку.
Внимательного изучения потребует и оставшееся масло, точнее говоря, образовавшийся осадок. Обнаружение алюминиевой или стальной стружки говорит о проблемах с шатунно-поршневой системой или клапанов кондиционера. Возможные причины – недостаточная смазка, заводской брак или гидроудар. Медная стружка указывает либо на ошибки монтажников, либо на установку некачественных труб. Хлопья черной сажи свидетельствуют о коротком замыкании обмотки двигателя. В любом из вышеприведенных случаев осмотр кондиционера специалистом лучше не откладывать.
II этап: анализ и сравнение масла. Для сравнения два образца масла – взятый из кондиционера и образец хорошего, неиспользованного масла, наливают в равных количествах в лабораторные пробирки. Сравнение образца масла, полученного из фреонового контура, с образцом неиспользованного масла, проводят по запаху и цвету.
МАСЛО – ТЕМНОЕ, С ХАРАКТЕРНЫМ ЗАПАХОМ ГАРИ
Цвет и запах масла указывают на перегрев кондиционера во время работы. Перегрев может быть вызван несколькими причинами:
- Низкий уровень хладагента (возможно, утечка из фреонового контура или эксплуатация без своевременной дозаправки).
- Работа на отопление при низких температурах кондиционера, чья эксплуатация не предусматривает функционирования при отрицательных показателях, или не имеющего «зимнего» комплекта. Эти же характеристика масла характерны для агрегата, работа которого происходила при падении внешней температуры ниже значений, указанных в техдокументации.
- Загрязнение радиатора, расположенного во внешнем блоке, или недостаточный обдув вентилятором. Нарушение режима из-за некорректной работы платы управления, отказ непосредственно самого вентилятора, неправильная настройка «зимнего» комплекта (замедлителя вентилятора) могут стать причиной повышения давления в системе.
Эти причины вызывают потерю маслом своих смазочных свойств и разложение его на составляющие смолистые вещества, что в дальнейшем часто влечет заклинивание кондиционера.
Утечка фреона (низкий уровень хладагента) и потеря герметичности во фреоновом контуре далеко не всегда становится критической поломкой. Сложность ситуации определяется комплексом факторов: местом, где возникла утечка, объемом потерянного хладагента, количеством прошедшего после образования утечки (до момента ее обнаружения) времени, режимом, длительностью и интенсивностью работы кондиционера.
Основная опасность, вызванная утечкой хладагента, заключается в том, что недостаточное его количество приводит к перегреву компрессора кондиционера, охлаждаемого фреоном, из-за уменьшившейся плотности последнего. Повысившаяся температура компрессора нарушает установленную систему смазки. Трение деталей из-за недостаточной смазки, соответственно, увеличивается. Чтобы заставить внутренние детали работать в прежнем режиме, требуется приложить дополнительные усилия, что автоматически приводит к росту на обмотках двигателя силы тока. Процесс принимает замкнутый характер: рост силы тока вызывает еще большее трение, некомпенсированное смазкой, а, следовательно, – провоцирует рост силы тока на обмотках. В результате, перегрев кондиционера возрастает, что со временем приводит к заклиниванию внутренних деталей.
Предупредить перегрев компрессора возможно, своевременно определив признаки, возникающие при утечке (недостаточном уровне) фреона:
- появление на кране внешнего блока инея
- потемнение теплоизоляции компрессора
- возникновение жирных масляных потеков и пятен
- систематически срабатывающая термозащита компрессора
- масло приобретает темный оттенок и имеет характерный запах гари
- тест на кислотность масла имеет положительный результат
При этом внезапные утечки фреона, вызванные саморазрушением трубопроводов, практически не встречаются. Большинство случаев разгерметизации фреонового контура вызвано потерями на вальцовочных соединениях. Регулярный осмотр сплит-системы, контроль эксплуатации кондиционера и систематическое ТО позволят вовремя выявить нарушение герметичности, избежать отказа в его работе и последующего дорогостоящего ремонта. При своевременном обнаружении утечки фреона и незначительных потерях хладагента (до 30-40% от общей заправки), ремонт может ограничиться обычной дозаправкой системы и не потребует демонтажа и доставки кондиционера в сервисный центр.
МАСЛО ИМЕЕТ ЗЕЛЕНОВАТЫЙ ОТТЕНОК
Основной признак того, что в масле появились соли меди, чье образование вызвано попаданием влаги (воды) во фреоновый контур. Можно не сомневаться, что у такого масла тест на кислотность даст положительный результат. Вода, попавшая во внутреннюю систему кондиционера, со временем накапливается во внешнем блоке – у капиллярки, а затем (при определенных условиях) замерзнув, прочно закупоривает ее. В результате компрессор, не в состоянии прокачать систему, начинает перегреваться, сила тока на обмотках постоянно увеличивается, приводя к сгоранию пусковой или рабочей обмотки.
Появление влаги во фреоновом контуре в большинстве случаев вызвано нарушением правил установки или ошибками, допущенными неквалифицированными рабочими при монтаже кондиционера. А именно – некачественным проведением вакуумирования фреоновой магистрали (одного из основных этапов монтажа), при котором из нее должны быть полностью удалены водяные пары и воздух. Продувка установленной магистрали фреоном (хладагентом) неэффективна, ведь она приводит к образованию льда на медных трубках контура, а не к удалению влаги. Со временем таяние льда приводит к появлению в магистрали воды, которая и приводит к отказу компрессора.
Основная проблема, связанная с выявлением попадания влаги внутрь системы кондиционера, заключается в скрытности протекающих процессов. Влага внешне никак не проявляет себя до того момента, пока не происходит полный отказ компрессора. Так, при работе кондиционера в режиме «охлаждение» все процессы протекают при плюсовой температуре, а влага заявляет о своем присутствии только когда замерзает, нарушая работу капиллярной трубки (вплоть до полного ее разрушения) или терморегулирующего вентиля. Со временем это вызывает падение давления всасывания, что автоматически приводит к росту температуры компрессора, для предохранения которого срабатывает термозащита. Этот процесс может повторяться несколько раз, но результат в конечном итоге один – компрессор сгорает. Удалить из фреонового контура влагу можно исключительно в условиях сервисного центра.
Масло прозрачное, с легким запахом – кондиционер работает в штатных нагрузках и не требует ремонта (обслуживания).
III этап – дозаправка масла. Проведенный анализ масла и кислотный тест должны в итоге дать ответ о целесообразности и безопасности дальнейшей эксплуатации кондиционера или же о необходимости оперативного сервисного вмешательства. Взятое на анализ масло в том же объеме следует вернуть в систему.
- Для этого следует взять подходящую прозрачную емкость, оптимально – стакан с диаметром около 3-4 см.
- Как и при взятии масла на анализ, тот же шланг с вентилем одним концом подключается к сервисному порту.
- Второй (свободный) конец опускается в стакан, куда наливается масло до уровня, когда оно покрывает штуцер шланга.
- Уровень масла в стакане отмечается.
- Далее следует немного открыть вентиль, чтобы фреон (хладагент) выдавил воздух из шланга, и доливается в стакан тот же объем масла, который был откачан из системы для анализа.
- Включаем кондиционер и переводим в режим охлаждения, после чего закрываем жидкостный порт (большую трубу) кондиционера.
- При достижении момента, когда во всасывающей магистрали давление окажется ниже атмосферного, открываем вентиль – масло через сервисный порт начнет поступать в кондиционер.
- Как только уровень масла опустится до отмеченного уровня (в систему поступил весь объем ранее откачанного масла), немедленно отключаем кондиционер и открываем жидкостный порт.
- Включаем кондиционер и проверяем его на штатных режимах работы.
Ремонт компрессорно-конденсаторного блока. В сервисном центре при выполнении работ по ремонту компрессорно-конденсаторного блока выполняются операции:
- Эвакуация (слив) хладагента (фреона)
- Демонтаж компрессора
- Откачка масла из компрессора
- Очистка и промывание компрессора от старого масла
- Вакуумирование компрессора
- Заправка нового масла в компрессор
- Испытание (прогон) компрессора в штатных режимах
- Промывка и очистка входного контура
- Демонтаж фильтра осушителя
- Установка технологического фильтра
- Установка в компрессорно-конденсаторный блок обслуженного и заправленного маслом компрессора
- Установка на стенд компрессорно-конденсаторного блока
- Заправка, в соответствии с техописанием, хладагентом (фреоном)
- Промывка на стенде компрессорно-конденсаторного блока
- Слив использованного для промывки хладагента
- Установка рабочего фильтра-осушителя
- Проведение вакуумирования компрессорно-конденсаторного блока
- Прогон (тестирование) отремонтированного и обслуженного блока
Поскольку загрязненное масло циркулировало по всей системе, некоторая его часть обязательно останется. Поэтому часть работ, связанных с очисткой фреонового контура, придется проводить непосредственно на месте, где был установлен кондиционер. Основная задача этих операций – не допустить того, чтобы грязное отработанное масло попало в отремонтированный блок. С этой целью проводится:
- продувка осушенным азотом испарителя и фреоновых магистралей
- установка в магистраль хладагента технологического фильтра
- вакуумирование испарителя и фреоновой магистрали
- запуск кондиционера для сбора на фильтр оставшегося масла и грязи
- конденсация в компрессорно-конденсаторном блоке фреона (хладагента)
- снятие технологического фильтра
- повторное вакуумирование магистрали хладагента
- включение кондиционера, проверка его работы в штатных режимах с одновременным контролем характеристик (давление, сила тока)
Избежать ремонта и связанного с ним дискомфорта (особенно в пик летней жары), потери времени и оплаты крупного счета (демонтаж, ремонт и повторная установка) вполне реально, если своевременно обслуживать и контролировать работу кондиционера.
Внимание! Если после включения прошло 10 минут, а кондиционер так и не вышел на требуемый режим, либо резко упала мощность охлаждения (нагревания) – это тревожный знак. Необходимо немедленно отключить и тщательно осмотреть сплит-систему. При обнаружении на внешнем блоке инея не стоит терять время – сразу обращайтесь в сервис, пока утечка фреона не повлекла полной поломки кондиционера. Своевременное реагирование на изменение в работе кондиционера исключит дорогостоящий и совсем необязательный ремонт.